Авиньонская школа живописи

В XIV–XVI веках Авиньон подарил миру еще одно чудо – Авиньонскую школу живописи, которая оказала значительное влияние на многих французских художников и развитие культуры Прованса в целом.

Как зародилась школа живописи и рисунка?

На заре XIV века Авиньон уже не являлся провинциальным провансальским городком: с XIV века здесь работал университет, город жил активной полноценной жизнью. Христианской столицей он стал лишь после переезда сюда пап – так называемого «Авиньонского пленения», которое, к тому же, превратило его в крупнейший культурный центр Европы.

В Авиньоне папы возвели роскошный Папский дворец, светские аристократы строили здесь прекрасные резиденции, а на месте обветшалых церквушек выросли монументальные храмы.

Стены Папского дворца расписала группа художников разных национальностей, которые прибыли в Авиньон в разгар строительного бума. Эти росписи, к счастью, дошли до наших дней.

Несмотря на то, что искусство существовало в городке уже с 1330 года, о классической Авиньонской школе можно говорить лишь в отношении XV века.

Благодарите пап!

Безусловно, на формирование школы живописи в Авиньоне оказал влияние папский двор. В интервале между 1326 и 1367 годами в прежде захолустный городок стекалась творческая интеллигенция со всего мира, представители ведущей в то время сиенской школы – Симоне Мартини, Маттео Джованетти. Таким образом, итальянские художники передавали местным живописцем свои технические знания и склонность к реализму, а эмоциональные французы добавили к этому куртуазный дух и декоративность.

Читайте также:  [:ru]Покупаем апартаменты во Франции[:]

Слияние двух эстетик, французской и итальянской, заметно на фресках в башне Гард-Роб «Рыбная ловля» и «Охота», имена авторов которых история не сохранила.

Любопытно, что постепенно формирующаяся Авиньонская школа живописи со временем оказала влияние на развитие искусства в северных странах: именно здесь зародились основы «интернациональной готики».

Великий раскол

Великим расколом в истории называют интервал между 1378 и 1418 годами, когда сразу три католика объявили себя истинными папами. В это время живопись Авиньона была довольно традиционной, ничего нового в период смуты в искусстве не появилось.

Свидетельства тому – фрески, которыми можно полюбоваться в церкви Сен-Дидье, написанные под очевидным влиянием флорентийской школы живописи, а также росписи в Пти-Пале.

Блистательный XV век

Истинный расцвет живописного искусства в Авиньоне пришелся на XV век. Настал период политической стабильности, а вместе с ним и процветания всех видов искусств в Провансе. Помимо прочего, активизировалась торговля, а значит, произведения мастеров из Авиньона стали постепенно распространяться по миру.

Читайте также:  [:ru]Аренда частного самолета: опыт Франции[:]

Во времена Рене Доброго, покровителя искусств, местная школа живописи расцвела: эстетствующего короля, поэта и самобытного художника постоянно окружали живописцы, поэтому атмосфера в городе, да и во всем Провансе, царила вдохновляющая и творческая.

К 1443 году относится создание ярчайшего шедевра Авиньонской школы – «Благовещения из Экса» в церкви Сен-Мари-Мадлен, что в Экс-ан-Провансе. Оно впитало в себя все знаковые для этого периода черты: строгость композиции, упрощенность объемов, яркость освещения.

Многие впоследствии созданные картины испытали на себе влияние этого произведения. Например, работы Гийома Домбе и его учеников или картина «Бульбонский алтарь» неизвестного автора, которая сегодня находится в Лувре.

Примечательно, что именно благодаря «Благовещению» провансальские художники отказались от нидерландского изящества и стали писать широко и монументально.

В середине блистательного XV века Ангерран Картон создал другое гениальное полотно – «Пьету», которое сегодня находится в местечке Вильнев-лез-Авиньон. В это время творцы из Авиньона активно общаются с художниками из Парижа, Фландрии и Бургундии, а также с южанами – сицилийцами, неаполитанцами, испанцами. Аккумулируя накопленный веками художественный опыт, местные мастера создают свой собственный неповторимый стиль.

Живописцы конца XV века Лиферинкс, Шанжене и Дипр пишут фигуры в монументальном духе, формы становятся более геометрическими, освещение – нарочито подчеркнутым. На закате века на Прованс сильно влияет северо-итальянская живопись, мастера из Пьемонта, Лигурии и Ломбардии.

Читайте также:  [:ru]Бесстрашная Александрина-Роза Барро[:]

Всему приходит конец

В начале XVI века блистательный период истории, связанный с деятельностью Авиньонской школы, подошел к концу. «Бразды правления» переняло набиравшее силу итальянское Возрождение, совершенно противоположное по духу художественной культуре Прованса.

Символическим полотном этого периода можно назвать «Поклонение младенцу», что в музее Кальве – картину неизвестного художника, написанную под явным влиянием Леонардо да Винчи, ознаменовавшую собой конец школы Авиньона.

Несмотря на то, что славный XV век остался позади, художники Авиньонской щколы продолжали творить, просто их творчество стало носить провинциальный характер. Что ж, так распорядилась История!..

Авиньо́н